Заявка на обратный звонок

Елена Александровна Иванова: «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден» | Конгресс по медицинской косметологии

Елена Александровна Иванова: «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден»


Елена Александровна Иванова — к.м.н., доцент кафедры морфологии Медико-биологического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова. Стаж преподавания анатомии – с 1996 года, автор 56 опубликованных печатных работ, из них 17 – в рецензированных журналах, рекомендованных ВАК.

Елена Александровна на прошедшем в Сочи XI Международном конгрессе по медицинской косметологии «Невские Берега» Вы были одним из спикеров курса «Ультразвуковая анатомия для врачей эстетической медицины». Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями с теми, кто не был на мероприятии.

Для меня такое событие, прежде всего, – радость, отдых, перемена обстановки и большая честь. Конгресс «Невские Берега» в Сочи, думаю, не только меня погрузил в атмосферу праздника. Я считаю очень важным как для лектора – с каким настроением выходить к своим слушателям, так и для моих слушателей – с каким настроением они воспринимают мною сказанное. Такой атмосферой конгресс обязан не только городу Сочи, тропической зелени и Черному морю, но в первую очередь тем, кто его организовал. Дружескую и доброжелательную атмосферу конгресса создает именно команда, а не группа случайных людей, собранная для выполнения разовых поручений, с чем иногда приходилось сталкиваться. Я не раз уже участвовала в аналогичных мероприятиях и могу сравнивать. Для меня мероприятия, организованные командой «Невских Берегов», стоят на первом месте.

Как Вы думаете, зачем врачам нужно участвовать в конгрессах?  Это требует времени и финансовых затрат. Есть ведь более удобные на первый взгляд варианты обучения: вебинары и мероприятия, которые проводят компании-поставщики во многих крупных городах России?

Насчет мероприятий компаний у меня сложилось мнение, что там в рекламных целях делают акцент на конкретный препарат или технологию. Поэтому это может быть интересно очень узкому кругу специалистов. Вебинары или онлайн семинары, на мой взгляд, это одностороннее общение, где невозможно обсудить возникшие вопросы, случаи из практики, причины тех или иных осложнений.

Международный конгресс «Невские Берега» — это живое общение со специалистами разных направлений косметологии. Опять хочется поблагодарить за профессионализм вашу команду, которая организовала это общение: продумала научную программу, отслеживала самые новые направления и тенденции в косметологии, приглашала интересных спикеров. Мне кажется, это самая главная причина, почему люди должны приезжать на конгресс.

Почему лекции и курсы по анатомии пользуются такой популярностью у врачей эстетической медицины?

Анатомические знания всегда были полезны и интересовали практикующих врачей, в том числе и в области эстетической медицины. «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден», – с этим утверждением Е. О. Мухина, учителя великого хирурга Н.  И. Пирогова, я полностью согласна. Мои лекции – это фундаментальная анатомия, которая не подстраивается под какие-либо методики использования препаратов и полностью исключает элементы рекламы. Но, с другой стороны, я стараюсь учитывать интересы своей аудитории и считаю, что у каждой медицинской специальности – «своя» анатомия, свой узкоспециальный круг знаний и интерес к строению определенных областей, органов или систем нашего тела.

Неужели базовых знаний, которые дают в мединституте, врачам-косметологам для работы недостаточно?

Этот вопрос частично перекликается с предыдущим. Напомню, что анатомию изучают студенты 1 и 2 курсов, которые могли еще не определиться с выбором будущей специальности. Поэтому учебные программы универсальны и в одинаковой степени подходят как для терапевтов, так и для хирургов с гинекологами. А в одной только терапии – сотни направлений. Окончательный выбор профессии происходит уже после окончания института (университета или академии), и мы можем представить какая у бывших студентов «выживаемость знаний». Поэтому знания по своей специальности можно получить только из определенных монографий, но в основном из журнальных публикаций, которые часто бывают на иностранных языках.

Отсюда следующие наблюдение – частые «ляпы», неправильная терминология или новые названия давно известных вещей в специализированной научной литературе. Например, в монографии «Опасные зоны», изданной в 2011 году, выдавались за новые анатомические структуры, те, которые были известны еще в XIX веке и даже уже имели названия по именам авторов, которые их первыми описали.

И последнее, анатомия – не мертвая отрасль знаний. С времен, когда «режь и смотри» изучение нашей науки переместилось из секционных залов в лаборатории, и сейчас это уже ультрамикроскопический уровень с использованием сканирующих электронных микроскопов. Современная анатомия — это стык нескольких специальностей, и особое внимание уделяется гистохимии и иммунологии, которые позволяют понять связи в нашем организме, его целостность, а это очень увлекательно и важно для клиницистов. Однако несмотря на все современные достижения и арсенал всевозможных реактивов, меня очень удивляет тот факт, что до сих пор делаются открытия на макроанатомическом уровне, то есть на уровне «режь и смотри». Как пример хочу привести описанную в 2012 году американцем корейского происхождения Chin-Ho Wong (можно перевести на русский Шин-Хо Вонг) связку слезной борозды. Напомню, что слезная и пальпебро-малярные борозды – это самые обсуждаемые проблемы в косметологии. Поэтому анатомия нас всех еще не раз удивит.

В ноябре, в Петербурге, Вы выступите на конгрессе «Невские Берега» как соавтор курса «Эстетическая коррекция неврологических больных». Почему эта тема, на Ваш взгляд, так актуальна?

Об актуальности проблемы лучше меня слушателям расскажут мои коллеги – пластический хирург с огромным стажем, профессор Елена Ивановна Карпова и доцент кафедры нервных болезней и практикующий врач Лениза Рифкатовна Мингазова. Они владеют статистическими данными о частоте и разновидностях невропатий, при каких косметических процедурах и использовании каких препаратов они чаще возникают, какие при этом возникают клинические проявления, какие пациенты входят в группу риска и главное – как это лечится.

Моя задача – помочь слушателям понять природу нейропатии. Я думаю, что для этого недостаточно только знать топографическую анатомию, то есть, где и на какой глубине располагается тот или иной нерв. Нужно понимать, как этот нерв устроен, как и в какие сроки регенерирует нервное волокно после повреждения. А это уже область гистологии или микроанатомии. Кроме того, надо знать природу взаимодействия нерва и мышцы, а это уже область нейрохимии и нейрофизиологии. Я считаю важным и обязательно расскажу своим слушателям о связях на лице между тройничным и лицевым нервом. Не забуду про блуждающий и языкоглоточный нервы, которые тоже могут быть повреждены при косметических манипуляциях, и к каким последствиям это может привести.

В программе указано еще одно Ваше выступление на секции «Мониторинг осложнений». Его тема «Анатомия лимфостаза и причины отеков мягких тканей лица».

Эта лекция – анонс цикла совместных статей с пластическими хирургами Еленой Ивановной Карповой и Ольгой Игоревной Данищук, которые уже начал публиковать журнал «Метаморфозы». В основу выступления на предстоящем конгрессе легли материалы первой такой статьи, посвященной лимфостазу и отекам. Мне было очень интересно работать с данными, предоставленными практическими врачами, когда я постаралась объяснить патанатомию и патофизиологию наблюдаемых в их клинической практике лимфостазов и отеков. Кроме того, с позиций возрастной анатомии мы совместно порассуждали на тему отбора пациентов. С точки зрения морфологии лимфатических узлов и лимфатических сосудов попытались объяснить причину отсроченных отеков у пациентов с очагами хронической инфекции в области зубочелюстной системы и ЛОР-органов. На сегодняшний день – это моя любимая статья, на материалах которой будет основан доклад.